Также понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Так со словом «личность» мы употребляем такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах самостоятельной сущности.
Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой реальности. Б.Г. Ананьев писал: «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности».
По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений. Индивидуальность - это не только включенность индивида в систему общественных отношений, сколько его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.
По утверждению А.В. Петровского, тот факт, что понятие «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяют представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека, хотя и структура личности человека шире структуры его индивидуальности. Как же соотносятся понятия «личность» и «индивидуальность», какое из них является более широким?
Графически их можно изобразить как два круга, наложенные друг на друга. Общая площадь этих кругов есть те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем её свойствам, которые являются социально-типичными. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и не совпадающими по содержанию.
Таким образом, личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности.
Вообще, ребёнка, подростка или юношу можно называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств. Тоже касается индивидуальности.
Так проявление индивидуальности у ребенка по В.С. Мерлину можно представить согласно его теории интегральной индивидуальности. Когда ребёнок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, индивидуальность расширяется и распространяется на более высокие уровни социального развития.
Как пишет А.В. Петровский, в проявления личности ребенка входят индивидуальные психические свойства, традиционно объединяемые в несколько групп. Основные из них темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.
Так в раннем детстве проявляются многие свойства темперамента: например, наблюдая за ребенком 1-3 лет, можно заметить - что у него получается с особой легкостью и что вызывает большие трудности.
Формирование характера начинается также уже в раннем возрасте: дети активно изучают пределы допустимого. Это время стремления к независимости, время конфликтов между «хочу» и «нельзя», «не хочу» и «надо», что проявляется в капризах, истериках, непослушании. Другой способ усвоения ребенком социальных правил - представление себя в новой роли путем подражания поведению взрослых.
Одной из ключевых сторон проявления личности ребенка раннего детства является развитие осознания себя. С рождения младенец проявляет интерес к другим людям, рассматривает их; к году ребенок узнает себя
в зеркале; к двум годам он уже обобщает знания о себе, пытается все делать самостоятельно; к 3 годам возникает понятие «Я» «мой», знание своего пола.
К 3 годам ребенок является человеком с явными признаками индивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений рук, ног, достаточно богатую и разнообразную речь. К этому времени ребенок освоил многие нормы человеческих взаимоотношений. Также заметны проявления воли и потребности в достижении успехов.
Сензитивным периодом в проявлении индивидуальности и личности поистине считается дошкольное детство. В это время складываются основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, оформляются задатки для проявления многих способностей.
К 3-4 годам уже появляется самооценка - осознание предъявляемых требований к ребенку на основе сравнения себя с другими людьми.
Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.
В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.
В этом возрасте происходит появление произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, стремятся выделиться в среде сверстников, добиться успеха. Также появляется способность к сопереживанию.
В средних классах школы у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям. Подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изменяют взгляды на окружающую действительность и отношение к ней.
Формирование стойких личностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные учебные кружки, начинают сами производить какие-то опыты.
Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека и которые становятся регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Самосознание подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.
Как пишет Д.И. Фельдштейн, особую значимость приобретает изучение особенностей индивидуальности и личности в старших классах. Подростковый возраст - остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития: протестующий характер его поведения по отношению к взрослым и вместе с тем возрастающая самостоятельность, ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.
Именно в этом периоде возникает целый комплекс потребностей, выражающихся в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых, появляется способность к целеполаганию.
Появляется потребность соответствовать не только уровню требований окружающих, но и собственным требованиям и самооценке. Общение подростка со сверстниками, сравнение себя с другими, интерес к собственной личности, способностям и возможностям, их оценке – создают благоприятные условия для развития самосознания. Также развивается потребность найти и занять свое место в коллективе сверстников.
Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятию и оценке настоящего с позиции будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение (в том числе и профессиональное).
Основными новообразованиями подросткового возраста являются: стремление к взрослости, развитие самооценки, самоконтроля и Я-концепции, которые накладываются вокруг самосознания подростка.
Таким образом, проявления личности и индивидуальности ребенка на всех этапах онтогенеза достаточно многогранны и динамичны. Каждый возраст вносит существенный вклад в развитие личности и индивидуальности. Так если, раннее детство создает предпосылки для формирования черт характера и самосознания, дошкольное детство – сензитивный период для формирования способностей, то младший школьный и начало подросткового возраста – годы ускоренного развития способностей, а старший школьный – время, наиболее благоприятствующее развитию нравственных и мировоззренческих установок, системы взглядов личности на мир.
Также понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Так со словом «личность» мы употребляем такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах самостоятельной сущности.
Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой реальности. Б.Г. Ананьев писал: «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности».
По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений. Индивидуальность - это не только включенность индивида в систему общественных отношений, сколько его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.
По утверждению А.В. Петровского, тот факт, что понятие «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяют представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека, хотя и структура личности человека шире структуры его индивидуальности. Как же соотносятся понятия «личность» и «индивидуальность», какое из них является более широким?
Графически их можно изобразить как два круга, наложенные друг на друга. Общая площадь этих кругов есть те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем её свойствам, которые являются социально-типичными. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и не совпадающими по содержанию.
Таким образом, личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности.
Вообще, ребёнка, подростка или юношу можно называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств. Тоже касается индивидуальности.
Так проявление индивидуальности у ребенка по В.С. Мерлину можно представить согласно его теории интегральной индивидуальности. Когда ребёнок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, индивидуальность расширяется и распространяется на более высокие уровни социального развития.
Как пишет А.В. Петровский, в проявления личности ребенка входят индивидуальные психические свойства, традиционно объединяемые в несколько групп. Основные из них темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.
Так в раннем детстве проявляются многие свойства темперамента: например, наблюдая за ребенком 1-3 лет, можно заметить - что у него получается с особой легкостью и что вызывает большие трудности.
Формирование характера начинается также уже в раннем возрасте: дети активно изучают пределы допустимого. Это время стремления к независимости, время конфликтов между «хочу» и «нельзя», «не хочу» и «надо», что проявляется в капризах, истериках, непослушании. Другой способ усвоения ребенком социальных правил - представление себя в новой роли путем подражания поведению взрослых.
Одной из ключевых сторон проявления личности ребенка раннего детства является развитие осознания себя. С рождения младенец проявляет интерес к другим людям, рассматривает их; к году ребенок узнает себя
в зеркале; к двум годам он уже обобщает знания о себе, пытается все делать самостоятельно; к 3 годам возникает понятие «Я» «мой», знание своего пола.
К 3 годам ребенок является человеком с явными признаками индивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений рук, ног, достаточно богатую и разнообразную речь. К этому времени ребенок освоил многие нормы человеческих взаимоотношений. Также заметны проявления воли и потребности в достижении успехов.
Сензитивным периодом в проявлении индивидуальности и личности поистине считается дошкольное детство. В это время складываются основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, оформляются задатки для проявления многих способностей.
К 3-4 годам уже появляется самооценка - осознание предъявляемых требований к ребенку на основе сравнения себя с другими людьми.
Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.
В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.
В этом возрасте происходит появление произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, стремятся выделиться в среде сверстников, добиться успеха. Также появляется способность к сопереживанию.
В средних классах школы у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям. Подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изменяют взгляды на окружающую действительность и отношение к ней.
Формирование стойких личностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные учебные кружки, начинают сами производить какие-то опыты.
Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека и которые становятся регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Самосознание подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.
Как пишет Д.И. Фельдштейн, особую значимость приобретает изучение особенностей индивидуальности и личности в старших классах. Подростковый возраст - остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития: протестующий характер его поведения по отношению к взрослым и вместе с тем возрастающая самостоятельность, ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.
Именно в этом периоде возникает целый комплекс потребностей, выражающихся в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых, появляется способность к целеполаганию.
Появляется потребность соответствовать не только уровню требований окружающих, но и собственным требованиям и самооценке. Общение подростка со сверстниками, сравнение себя с другими, интерес к собственной личности, способностям и возможностям, их оценке – создают благоприятные условия для развития самосознания. Также развивается потребность найти и занять свое место в коллективе сверстников.
Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятию и оценке настоящего с позиции будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение (в том числе и профессиональное).
Основными новообразованиями подросткового возраста являются: стремление к взрослости, развитие самооценки, самоконтроля и Я-концепции, которые накладываются вокруг самосознания подростка.
Таким образом, проявления личности и индивидуальности ребенка на всех этапах онтогенеза достаточно многогранны и динамичны. Каждый возраст вносит существенный вклад в развитие личности и индивидуальности. Так если, раннее детство создает предпосылки для формирования черт характера и самосознания, дошкольное детство – сензитивный период для формирования способностей, то младший школьный и начало подросткового возраста – годы ускоренного развития способностей, а старший школьный – время, наиболее благоприятствующее развитию нравственных и мировоззренческих установок, системы взглядов личности на мир.
раскрыть » / « свернуть